В
1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому
женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и
полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря расположился на
реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего
Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева.
С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12
келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией
Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение».
Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым
звоном. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был
обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по
периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины
(притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского.
Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита,
была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его
заветам. Устав монашеский был строгим. В скиту подвизались 48–50
насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы.
Из устных источников (рассказов старожилов, р. Алексия) стало
известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода,
царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и
императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но
и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки
святого Серафима.
«Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с
ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах
Вас встречали Херувимы и Серафимы удивительной лепной работы. Южные и
Северные ворота венчались иконами «Знамение» и «Введение во Храм Божией
Матери».
У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию
Дивеевской. Она начиналсь с Южных ворот, проходила вдоль леса и
заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи
являлся Введенский храм. В конце сосновой аллеи располагалась 2-х
этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м
этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы
(грибы, капуста, огурцы, рыба и т. д.). В 1960 г. трапезная сгорела или
по халатности или по злому умыслу, старожилы п. Прибрежного пожар
помнят.
Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в
монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо
императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее
насчитывалось около 330 сосен. В настоящий момент осталось 200
деревьев, из них – 17 елей. При попустительстве властей, лесничества
гибнет Царская Богородичная аллея.
Сосны посажены с шагом 3м., попарно, а ели высаживались с шагом 1,5м, то есть в середине между соснами.
В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни
сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней
настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода.
В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была
расстреляна в подвале Крестильни.
В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея,
место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преп.
Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Пребрежном – всего около 9
келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому
благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли,
трапезная сгорела.
Царский скит охранялся казачьей сотней, которая располагалась
в селе Кошелиха в 9 км от скита. Поселок Прибрежный (старое название –
Лесозавод) возник в 1932 – 1933 годах. Старожилы поселка и с. Кошелихи
гордятся этими местами и постоянно посещают Царский скит, святые
камушки, получая исцеления.
Теперь доподлинно известно, что эти места посещали
царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай
II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна,
Мария и Анастасия и др.
Первый, кто посетил эти места еще при жизни преп. Серафима
был благословенный царь Александр I («Феодор Кузьмич» – странник). Царь
к святому батюшке доставлялся из поселка Стеклянный на тройках к его
избушке-келье, которая стояла на камушке. В 20 – метрах бил источник,
который в последствии из-за самочинства «о. Михаила» исчез, осталась
лишь глубокая яма. Все манифесты, важные указы издавались по
благословению преподобного и усиленной совместной молитвы святого
Серафима и царя Александра I. А пред принятием на подвиг странничества
(по официальным данным царь «почил») Александр I долго пребывал в
общении и молитве с преп. Серафимом. Это тайна скоро откроется и весь
мир поклонится праху великих и святых царей дома Романовых.
со слов монахини Н.
корр. газеты «Русские идут!» А. ШИТИКОВ